Страна: Россия Год: 2017 Жанр: драма Рейтинг КП: 8,3/10 Возрастная категория: 16+
Поделиться:
Небольшой поселок на Урале. Там живет ничем не примечательная семья Морозовых, в которой воспитываются четверо детей: два брата и две сестры — Алексей, Степан, Алена и Варвара. Между ними складываются непростые взаимоотношения. Всех их пропустит через мясорубку Великая Отечественная война, всем им предстоит узнать, что такое сметающая все преграды любовь, безутешное горе и настоящее счастье.
Режиссер фильма — Милена Фадеева ("Обнимая небо", "Привет, киндер"). Главу семьи Макара Морозова играет Алексей Кравченко, его жену — Светлана Колпакова. В фильме также заняты Виталий Хаев, Владислав Ветров, Юрий Нифонтов и другие. На главные роли в своем фильме режиссер Милена Фадеева пригласила молодых талантливых актеров: Максима Керина, Алину Ланину, Арину Жаркову и Юрия Борисова ("Молодая гвардия", "Дорога на Берлин"). В центре сюжета фильма "Отчий берег" — история семьи Морозовых: отец, мать и четверо детей. Их ждут тяжелые жизненные испытания, им предстоит познать не только любовь и счастье, но и хлебнуть немало горя, пройти через огонь Великой Отечественной войны, лагеря ГУЛАГа. Картина охватывает 30 лет жизни страны с 1920-х до 1950-х годов. Действие драмы начинается в 1923 году на Среднем Урале в селе Старая Шайтанка. В 1923 году Дарья (Светлана Колпакова) рожает сына Степана и берет в роддоме оставшуюся сиротой Варвару (Арина Жаркова). О приемыше не знают ни ее муж Макар (Алексей Кравченко), ни старшие дети Алена (Алина Ланина) и Алеша (Максим Керин). Режиссер и сценарист фильма Милена Фадеева: "Это будет настоящая сага — примерно такая, какими в советское время были "Вечный зов" и "Тени исчезают в полдень". Столь масштабный проект не мог меня не привлечь…" "Меня вдохновляет история, мне интересно писать сценарий эпохи, в которой я не жила и в которую могу погрузиться через документы, материалы. И люди в то время были другие — они были человечнее, более настоящими. И той фальши, которая присутствует у нас, тогда не было. Более искренние отношения, любовь была более на высоком градусе, чем у современных людей". Снимали фильм в небольшой девушке под Пермью. Горнозаводской район для проведения съемок был выбран не случайно. Режиссер Милена Фадеева: "Действие фильма происходит в глухой уральской деревушке. Мне предлагали снимать сначала в Подмосковье, но я была категорически против. Воображение мое рисовало такую картинку: деревня на берегу реки, вокруг скалистые горы, поросшие хвойным лесом. Я искала именно такую деревню. И когда мои ассистенты прислали фотографии поселка Кусье-Александровский, я сказала: именно эти места я и видела в своем воображении. Когда мы приехали на место, у меня даже дыхание перехватило, настолько все соответствовало моим представлениям. Даже дом, в котором живут главные герои, оказался именно там, где я и поместила в своем сценарии — на окраине поселка. Это волшебство какое-то! " Дом, в котором должны были жить главные герои фильма, оказался под продажу, пустым. С хозяевами создатели фильма договорились быстро. И в скором времени отстроили огромную часть двора, сделали пристройки, амбар, сарай, поставили забор. В результате из небольшого домика получилось настоящее крестьянское хозяйство. "Тяжело найти историческую натуру в Москве. Мы снимали в Перми, Кунгуре и Горнозаводске — там абсолютно остановилось время, там можно попасть в советскую эпоху", — рассказывает режиссер Милена Фадеева. Уральской природы и деревенского колорита для полной аутентичности режиссеру было мало. От актеров потребовали говорить "по-пермски". Однако "поймать" пермский акцент оказалось не так-то просто, и режиссер просила актеров больше разговаривать с местными жителями. Город снимали в Перми. Многие местные жители принимали участие в съемках. Режиссер Милена Фадеева: "Московская массовка и пермская очень отличаются. Настолько живые и настоящие лица у пермяков! Мы ведь отбирали людей, чтобы их лица несли оттенок той эпохи — довоенной и военной. И у меня вся массовка была как на подбор! Таких лиц я бы в Москве не нашла. В марте было очень холодно в Перми. Им пришлось нелегко, на съемочной площадке они находились по 10 часов, на морозе. Люди мерзли, но терпели. И все из любви к искусству! " В Кунгуре снимали немецкий концлагерь. Машины — легендарные "эмку", "полуторку" и "БМВ"- съемочная группа привезла в Пермский край с собой из Москвы. Также использовали две кареты "Скорой помощи" 40-х годов. Часть машин взяли с выставки "Гараж" в Перми. Мартовский снег в кадре был утоптанным и серым. Чтобы он выглядел белым и свежим, реквизиторы наносили поверх снег из ближайших свежих сугробов. Для утренней сцены на одной из Пермских голубятен взяли напрокат стаю ручных птиц. Чтобы голуби не разлетелись, им аккуратно связывали крылья. Героям сериала действительно предстоит пройти через все испытания 1930-40-х. Будет и допрос в НКВД, пытки в гестапо. Степка (Юрий Борисов) отправится на фронт, попадет в плен, затем — в ГУЛАГ, а его брат Алеша (Максим Керин) на фронте будет хирургом. Юрий Борисов рассказывает, что он захотел сыграть историю душевных болезней: "Мой герой очень много пережил. В какой-то момент Степка становится сумасшедшим, но выкарабкивается из этого. То встает на сторону дьявола, то на сторону Бога, то этот ему помогает, то этот… В результате получается вот такая история человека…" Будут в фильме и боевые эпизоды Великой Отечественной войны. "Войну проходят все члены семьи, кроме Аленки, которая хорошо устроилась в театре у Бабахина (Виталий Хаев). А война в моей истории не кукольный театр". Съемки военных сцен проходили в подмосковном Алабино на полигоне танковой дивизии — там, где проходят репетиции Парада Победы. Съемки некоторых сцен велись с воздуха. Для этой цели были задействованы квадрокоптеры. Режиссер Милена Фадеева: "Как для любого режиссера, а для женщины вдвойне, мне было сложнее всего снимать батальные сцены. Мы снимали танковый бой, рукопашный — и это было непросто! Снимали мы зимой, люди лежали в -20 градусов на снегу, на промерзшей земле, все черные от земли и копоти, а кругом гремели взрывы, полыхал огонь... У нас в такой мороз по полтора часа техника не заводилась..." Художник по костюмам Алексей Камышев: "Иногда бывает так, что костюмы приходится менять на ходу — локация, объект диктуют свой стиль, цвет, детали. Кроме того, у художников по костюмам есть такая поговорка: легко одеть главных героев, а ты попробуй одень массовку! Именно эти люди делают своим появлением картинку колоритной, создают настроение, эпоху. Кое-что взяли из собственных запасов, что-то нашли на блошиных рынках. Для пошива ищутся еще и ткани той поры — существуют целые рынки старых тканей советских времен. Для съемок сцен в ГУЛАГе были закуплены новые телогрейки, после чего их старательно вываривали с хлоркой, пачкали краской и рвали — одним словом, фактурили для того, чтобы в кадре они выглядели правдоподобно и колоритно". У Виктории Толстогановой — эпизодическая, но, как уверяет режиссер, очень яркая роль, какую актрисе еще играть не доводилось. Актриса ...