"Изображая Лидию, я вдруг с удивлением начинал видеть самого себя", — говорил Анри Матисс о своей любви, музе и добром ангеле — Лидии Николаевне Делекторской. История знакомства Лидии Делекторской с Матиссом удивительна. Оказавшись в Ницце в 1932-м году, она почти не говорила по-французски. Как и большинству белоэмигрантов, жить было не на что: Лидия подрабатывала, участвуя в танцевальных марафонах. Имя Матисса ей ни о чем не говорило, настолько она была далека от искусства. Такой она появилась в его мастерской в Ницце осенью 1932 года. Ей было 22. Ему — 63. Они прожили вместе конец его жизни и четверть отведенного ей пути и оставили нам сотни ослепительных портретов их счастья: в живописи, в рисунке, гравюре, в фотографии. Ни на одной своей фотографии Лидия Делекторская не была так лучезарна, как на фотографиях, снятых Матиссом. "Когда мне скучно, — признавался художник, — я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву..."