ХX век
Пн, 13 янв
09:10
"Старый Новый год. Встреча друзей". 1993
Поводом для этой встречи в Доме актёра стал документальный фильм Алексея Габриловича "Дворы нашего детства". Двор для многих поколений советских людей до появления телевидения был местом, объединяющим людей, там начиналась мужская дружба или вражда, там вырабатывался кодекс чести. О том, что значил для них двор, рассказывают Лев Дуров, Александр Збруев, Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Алексей Козлов, Роберт Рождественский, Аркадий Арканов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Андреев. Эти удивительные, смешные, порой драматичные воспоминания передают колорит эпохи, и по-своему являются уникальным документом советского времени.
Вт, 14 янв
09:10
"Терем-теремок". Сказка для взрослых. Ведущий Александр Ширвиндт. 1971
Вступительное слово Геннадий Хазанов, н.а. РСФСР. Юмористическая передача, в которой заняты любимые театральные и эстрадные исполнители. Зрители увидят их совсем молодыми и "еще не звездами". В передаче будет много смешных юморесок. Инициатором создания "сказки для взрослых" стал Александр Ширвиндт. В те годы всей театральной Москве он был известен как "король капустников", чьи шутки и остроты "стали классикой жанра". Он же был режиссером и ведущим "Теремка". Имя его персонажа — Борис Григорьевич Домовой. Кстати, с "легкой руки" Ширвиндта (Домового) именно в "Теремке" состоялся дебют популярнейшего в дальнейшем дуэта Вадима Тонкова и Бориса Владимирова (Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны). Авторами веселых миниатюр, использованных в передаче, стали представители цвета отечественной юмористики 70-х: Григорий Горин, Александр Курляндский, Аркадий Хайт… Первый выпуск "Теремка" вышел в эфир 1 января 1971 года, и зрители раз в месяц встречались с его героями. К сожалению, просуществовав год, программа была закрыта по распоряжению тогдашнего телевизионного руководства. В выпуске "Теремка", который мы предлагаем вашему вниманию, участвуют: А. Миронов, С. Крамаров, Ю. Филимонов, Г. Дудник, Б. Владимиров, В. Тонков, Г. Менглет, Ж. Горощеня…
22:35
"Старый Новый год. Встреча друзей". 1993
Поводом для этой встречи в Доме актёра стал документальный фильм Алексея Габриловича "Дворы нашего детства". Двор для многих поколений советских людей до появления телевидения был местом, объединяющим людей, там начиналась мужская дружба или вражда, там вырабатывался кодекс чести. О том, что значил для них двор, рассказывают Лев Дуров, Александр Збруев, Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Алексей Козлов, Роберт Рождественский, Аркадий Арканов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Владимир Андреев. Эти удивительные, смешные, порой драматичные воспоминания передают колорит эпохи, и по-своему являются уникальным документом советского времени.
Ср, 15 янв
09:10
"Авторский вечер композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского". 1984
Вступительное слово Диана Берлин, заслуженный журналист РФ. Народного артиста РСФСР, композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского долгие годы объединяла совместная творческая деятельность. Они явились создателями прекрасных песен, многие из которых прозвучали в любимых зрителями художественных фильмах. Вениамин Баснер, будучи одаренным композитором, работал в разных музыкальных жанрах. Он создал: 13 произведений для музыкального театра, три симфонии, два инструментальных концерта, симфонические сюиты, квартеты, вокальные циклы… Но широко известен стал именно как автор песен и музыки к кинофильмам, среди которых: "С чего начинается Родина" — х/ф "Щит и меч", "На безымянной высоте" — х/ф "Тишина", "Это было недавно, это было давно" — х/ф "Друзья и годы", "Песня о рыжем щенке" — х/ф "Учитель пения", "Белой акации гроздья душистые" — т/ф "Дни Турбиных" по роману М. Булгакова "Белая гвардия"… Всего он написал более трехсот песен и свыше ста(! ) прозвучало в отечественных фильмах. Многие из них были написаны в соавторстве с поэтом М. Матусовским. Он занимает особое место в песенной поэзии. "Его произведения приобрели всенародную известность, стали своего рода символом страны ("С чего начинается Родина", "Летите, голуби, летите…", "Вернулся я на Родину", "Скворцы прилетели", "Московские окна". Друг Михаила Львовича режиссер Эльдар Рязанов как-то сказал: "даже если бы Матусовский написал текст только для песни "Подмосковные вечера" (музыка Соловьева-Седого), то ему еще при жизни можно было памятник ставить". Памятник М. Матусовскому поставили, но уже посмертно в 2007 году в его родном городе Луганске на площади возле Государственного института культуры и искусств. В авторском вечере композитора В. Баснера и поэта М. Матусовского принимают участие Ленинградский концертный оркестр п/у А. Бадхена, исполнители И. Кобзон, Л. Сенчина, П. Кравецкий... Свои стихи читает поэт Михаил Матусовский.
22:35
"Авторский вечер композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского". 1984
Вступительное слово Диана Берлин, заслуженный журналист РФ. Народного артиста РСФСР, композитора Вениамина Баснера и поэта Михаила Матусовского долгие годы объединяла совместная творческая деятельность. Они явились создателями прекрасных песен, многие из которых прозвучали в любимых зрителями художественных фильмах. Вениамин Баснер, будучи одаренным композитором, работал в разных музыкальных жанрах. Он создал: 13 произведений для музыкального театра, три симфонии, два инструментальных концерта, симфонические сюиты, квартеты, вокальные циклы… Но широко известен стал именно как автор песен и музыки к кинофильмам, среди которых: "С чего начинается Родина" — х/ф "Щит и меч", "На безымянной высоте" — х/ф "Тишина", "Это было недавно, это было давно" — х/ф "Друзья и годы", "Песня о рыжем щенке" — х/ф "Учитель пения", "Белой акации гроздья душистые" — т/ф "Дни Турбиных" по роману М. Булгакова "Белая гвардия"… Всего он написал более трехсот песен и свыше ста(! ) прозвучало в отечественных фильмах. Многие из них были написаны в соавторстве с поэтом М. Матусовским. Он занимает особое место в песенной поэзии. "Его произведения приобрели всенародную известность, стали своего рода символом страны ("С чего начинается Родина", "Летите, голуби, летите…", "Вернулся я на Родину", "Скворцы прилетели", "Московские окна". Друг Михаила Львовича режиссер Эльдар Рязанов как-то сказал: "даже если бы Матусовский написал текст только для песни "Подмосковные вечера" (музыка Соловьева-Седого), то ему еще при жизни можно было памятник ставить". Памятник М. Матусовскому поставили, но уже посмертно в 2007 году в его родном городе Луганске на площади возле Государственного института культуры и искусств. В авторском вечере композитора В. Баснера и поэта М. Матусовского принимают участие Ленинградский концертный оркестр п/у А. Бадхена, исполнители И. Кобзон, Л. Сенчина, П. Кравецкий... Свои стихи читает поэт Михаил Матусовский.
Чт, 16 янв
09:10
"Народный артист СССР Михаил Ульянов". 1975
Вступительное слово Юлия Рутберг, н.а. РФ. Михаил Александрович Ульянов — был одним из самых популярных и любимых зрителями актеров нашего театра и кино. Сибиряк, родился в 1927 году в небольшом селе Омской области. С детства об актерстве не помышлял, но… Видно, судьба его была — стать актером. После войны все же решил ехать в Москву поступать в театральное училище. Так он стал студентом, а потом в течение 60 лет (до конца жизни) — актером театра имени Евг. Вахтангова, где создал огромное количество самых разных образов — от классических до современных. Мощный актерский темперамент Михаила Ульянова поднимал земные характеры его героев — рабочих, председателей колхозов, императоров, директоров, маршалов — к вершинам подлинного искусства. Через сыгранные им роли отразилась эпоха, сложный и противоречивый ХХ век нашего государства. В программе 1975 года Михаил Ульянов размышляет о своей жизни и творчестве. Спустя годы он станет художественным руководителем театра им. Евг. Вахтангова (1987-2007). Включены фрагменты его встречи со зрителями, интервью журналисту Галине Кожуховой, сцены из спектаклей и отрывки из фильмов с его участием.
22:35
"Народный артист СССР Михаил Ульянов". 1975
Вступительное слово Юлия Рутберг, н.а. РФ. Михаил Александрович Ульянов — был одним из самых популярных и любимых зрителями актеров нашего театра и кино. Сибиряк, родился в 1927 году в небольшом селе Омской области. С детства об актерстве не помышлял, но… Видно, судьба его была — стать актером. После войны все же решил ехать в Москву поступать в театральное училище. Так он стал студентом, а потом в течение 60 лет (до конца жизни) — актером театра имени Евг. Вахтангова, где создал огромное количество самых разных образов — от классических до современных. Мощный актерский темперамент Михаила Ульянова поднимал земные характеры его героев — рабочих, председателей колхозов, императоров, директоров, маршалов — к вершинам подлинного искусства. Через сыгранные им роли отразилась эпоха, сложный и противоречивый ХХ век нашего государства. В программе 1975 года Михаил Ульянов размышляет о своей жизни и творчестве. Спустя годы он станет художественным руководителем театра им. Евг. Вахтангова (1987-2007). Включены фрагменты его встречи со зрителями, интервью журналисту Галине Кожуховой, сцены из спектаклей и отрывки из фильмов с его участием.
Пн, 20 янв
09:10
"Особняк на улице Графтио. Федор Шаляпин". Документальный фильм. 1967
Вступительное Слово — Сергей Буланов, музыковед, отв. редактор журнала "Музыкальная жизнь". Великий Шаляпин! Певец, Художник, Артист... Всё, что стало с ним в жизни, он сделал сам. Родился в бедствующей крестьянской семье, которая в поисках лучшего заработка бесконечно переезжала с места на место, видел битой мать, которую любил, и сызмальства пытался заработать "рублик", чтоб помочь. Никакого профессионального образования не получал, университетов не заканчивал. Абсолютный самородок! Господь наделил его множественными талантами, человеческой мощью и посылал его судьбе сведущих в искусстве людей, которые не могли не заметить в нем искру Божию и помогали ему в становлении... Он приглашается в частные театры в Казани, Уфе, в "Мамонтовскую" оперную труппу, потом солирует на прославленных сценах императорских театров — Большого и Мариинского, гастролирует в Ла Скала, Аргентине, Метрополитен-опера. В первые 15 лет ХХ века выдающийся оперный бас становится кавалером Ордена Почетного легиона (Франция), удостаивается звания солиста Его Величества (Россия), солиста Его Величества короля Италии и короля Англии. В 1918 году Шаляпину, первому в революционной России присвоено звание Народного артиста Республики... Признание, восхищение, слава сопровождали певца до конца жизни. Ушел он в 1938 году, был похоронен на парижском кладбище Батиньоль, на надгробной плите было начертано: "Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской". Однако страна Советов после отъезда певца за границу отказалась от своего сына, лишив его звания и права въезда на территорию СССР. Постановление это от 24 августа 1927 года действовало вплоть до 1991 и было наконец официально отменено как необоснованное спустя 53 года(! ) после смерти великого художника...Последние годы в России, с 1914 по 1922, Шаляпин жил в Санкт-Петербурге в доме на Пермской улице (позднее переименована в улицу Графтио).
Квартиру и все имущество в ней, хозяин оставил на попечение своего секретаря с 1904 года, ставшего ему впоследствии близким другом, Исая Григорьевича Дворищина. Он не пережил блокаду Ленинграда, умер от голода, но вещи и переписку Шаляпина сохранил, благодаря чему в художественных кругах стали поговаривать, не создать ли музей гениального артиста? Музей будет создан, но гораздо позже, в 1975 году. А пока в 1967 году для будущего музея, да и для артистического сообщества здесь, в доме Шаляпина на улице Графтио будет происходить грандиозное событие — Центральное телевидение во главе с режиссером Викентием Серковым впервые в Советском Союзе будет снимать фильм, посвященный до той поры не "реабилитированному" "гениальному сыну земли русской"! О нем расскажут те, кто знал его, работал с ним, любил его: н. а. СССР Николай Черкасов, актриса Александринского театра Елизавета Тиме, директор Ленинградского театрального музея Инна Клих, экономка дома Пелагея Виноградова и её муж — личный повар Шаляпина Николай Хвостов. Включены редчайшая кинохроника 1915 г. и фрагменты британо-французского фильма "Дон Кихот" (1933 г.), запечатлевшие певца.
Квартиру и все имущество в ней, хозяин оставил на попечение своего секретаря с 1904 года, ставшего ему впоследствии близким другом, Исая Григорьевича Дворищина. Он не пережил блокаду Ленинграда, умер от голода, но вещи и переписку Шаляпина сохранил, благодаря чему в художественных кругах стали поговаривать, не создать ли музей гениального артиста? Музей будет создан, но гораздо позже, в 1975 году. А пока в 1967 году для будущего музея, да и для артистического сообщества здесь, в доме Шаляпина на улице Графтио будет происходить грандиозное событие — Центральное телевидение во главе с режиссером Викентием Серковым впервые в Советском Союзе будет снимать фильм, посвященный до той поры не "реабилитированному" "гениальному сыну земли русской"! О нем расскажут те, кто знал его, работал с ним, любил его: н. а. СССР Николай Черкасов, актриса Александринского театра Елизавета Тиме, директор Ленинградского театрального музея Инна Клих, экономка дома Пелагея Виноградова и её муж — личный повар Шаляпина Николай Хвостов. Включены редчайшая кинохроника 1915 г. и фрагменты британо-французского фильма "Дон Кихот" (1933 г.), запечатлевшие певца.
Начнется примерно через Wait...
Начнется в 09:10 и закончится в 10:30 (продолжительность: 1:20)
22:35
"Особняк на улице Графтио. Федор Шаляпин". Документальный фильм. 1967
Вступительное Слово — Сергей Буланов, музыковед, отв. редактор журнала "Музыкальная жизнь". Великий Шаляпин! Певец, Художник, Артист... Всё, что стало с ним в жизни, он сделал сам. Родился в бедствующей крестьянской семье, которая в поисках лучшего заработка бесконечно переезжала с места на место, видел битой мать, которую любил, и сызмальства пытался заработать "рублик", чтоб помочь. Никакого профессионального образования не получал, университетов не заканчивал. Абсолютный самородок! Господь наделил его множественными талантами, человеческой мощью и посылал его судьбе сведущих в искусстве людей, которые не могли не заметить в нем искру Божию и помогали ему в становлении... Он приглашается в частные театры в Казани, Уфе, в "Мамонтовскую" оперную труппу, потом солирует на прославленных сценах императорских театров — Большого и Мариинского, гастролирует в Ла Скала, Аргентине, Метрополитен-опера. В первые 15 лет ХХ века выдающийся оперный бас становится кавалером Ордена Почетного легиона (Франция), удостаивается звания солиста Его Величества (Россия), солиста Его Величества короля Италии и короля Англии. В 1918 году Шаляпину, первому в революционной России присвоено звание Народного артиста Республики... Признание, восхищение, слава сопровождали певца до конца жизни. Ушел он в 1938 году, был похоронен на парижском кладбище Батиньоль, на надгробной плите было начертано: "Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской". Однако страна Советов после отъезда певца за границу отказалась от своего сына, лишив его звания и права въезда на территорию СССР. Постановление это от 24 августа 1927 года действовало вплоть до 1991 и было наконец официально отменено как необоснованное спустя 53 года(! ) после смерти великого художника...Последние годы в России, с 1914 по 1922, Шаляпин жил в Санкт-Петербурге в доме на Пермской улице (позднее переименована в улицу Графтио).
Квартиру и все имущество в ней, хозяин оставил на попечение своего секретаря с 1904 года, ставшего ему впоследствии близким другом, Исая Григорьевича Дворищина. Он не пережил блокаду Ленинграда, умер от голода, но вещи и переписку Шаляпина сохранил, благодаря чему в художественных кругах стали поговаривать, не создать ли музей гениального артиста? Музей будет создан, но гораздо позже, в 1975 году. А пока в 1967 году для будущего музея, да и для артистического сообщества здесь, в доме Шаляпина на улице Графтио будет происходить грандиозное событие — Центральное телевидение во главе с режиссером Викентием Серковым впервые в Советском Союзе будет снимать фильм, посвященный до той поры не "реабилитированному" "гениальному сыну земли русской"! О нем расскажут те, кто знал его, работал с ним, любил его: н. а. СССР Николай Черкасов, актриса Александринского театра Елизавета Тиме, директор Ленинградского театрального музея Инна Клих, экономка дома Пелагея Виноградова и её муж — личный повар Шаляпина Николай Хвостов. Включены редчайшая кинохроника 1915 г. и фрагменты британо-французского фильма "Дон Кихот" (1933 г.), запечатлевшие певца.
Квартиру и все имущество в ней, хозяин оставил на попечение своего секретаря с 1904 года, ставшего ему впоследствии близким другом, Исая Григорьевича Дворищина. Он не пережил блокаду Ленинграда, умер от голода, но вещи и переписку Шаляпина сохранил, благодаря чему в художественных кругах стали поговаривать, не создать ли музей гениального артиста? Музей будет создан, но гораздо позже, в 1975 году. А пока в 1967 году для будущего музея, да и для артистического сообщества здесь, в доме Шаляпина на улице Графтио будет происходить грандиозное событие — Центральное телевидение во главе с режиссером Викентием Серковым впервые в Советском Союзе будет снимать фильм, посвященный до той поры не "реабилитированному" "гениальному сыну земли русской"! О нем расскажут те, кто знал его, работал с ним, любил его: н. а. СССР Николай Черкасов, актриса Александринского театра Елизавета Тиме, директор Ленинградского театрального музея Инна Клих, экономка дома Пелагея Виноградова и её муж — личный повар Шаляпина Николай Хвостов. Включены редчайшая кинохроника 1915 г. и фрагменты британо-французского фильма "Дон Кихот" (1933 г.), запечатлевшие певца.
Вт, 21 янв
09:10
"Абрамцево. Савва Мамонтов". Документальный фильм. 1991
Вступительное слово — Михаил Жебрак, краевед, телеведущий.
"Местом силы" русских художников и родиной русского модерна называют Абрамцево. Усадьба эта получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель Сергей Аксаков, а впоследствии с 1870 года промышленник и меценат Савва Мамонтов. Здесь творили ставшие потом великими отечественные мастера живописи — Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, братья Васнецовы, Илья Остроухов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, скульптор Марк Антокольский... Особенно сблизила художников работа на территории имения над церковью Спаса Нерукотворного Образа (Спасский храм) по проекту Виктора Васнецова. Васнецов создает образы Сергия Преподобного и Богоматери с Младенцем. Илья Репин пишет Спаса Нерукотворного. Храм был освящен в 1882 году... Савва Мамонтов был одаренным скульптором, учился пению в Милане, знал несколько языков и переводил либретто, но главный его талант был в раскрытии дарования других, в умении почувствовать, предвидеть будущее талантливого художника, помочь ему материально, поставить на ноги. Гончарная мастерская и школа в Абрамцеве, в которой работал Врубель и создавал свои шедевры из майолики, помогала и местным крестьянам обрести ремесло и иметь свой заработок, благодаря заказам со всей России... Без Мамонтова, создателя первой частной русской оперы, вряд ли бы состоялся и Шаляпин, по собственному признанию певца. Прибыль от своего состояния Мамонтов вкладывал в искусство, в строительство железных дорог, открывал школы, больницы, театры. Станиславский знал выдающегося мецената близко — он был кузеном жены Мамонтова — и видел в нем совершенно исключительную фигуру по разносторонности таланта, энергии и широте размаха, называя его одним из "строителей русской культурной жизни". В фильме принимает участие актер Владимир Андреев.
"Местом силы" русских художников и родиной русского модерна называют Абрамцево. Усадьба эта получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель Сергей Аксаков, а впоследствии с 1870 года промышленник и меценат Савва Мамонтов. Здесь творили ставшие потом великими отечественные мастера живописи — Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, братья Васнецовы, Илья Остроухов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, скульптор Марк Антокольский... Особенно сблизила художников работа на территории имения над церковью Спаса Нерукотворного Образа (Спасский храм) по проекту Виктора Васнецова. Васнецов создает образы Сергия Преподобного и Богоматери с Младенцем. Илья Репин пишет Спаса Нерукотворного. Храм был освящен в 1882 году... Савва Мамонтов был одаренным скульптором, учился пению в Милане, знал несколько языков и переводил либретто, но главный его талант был в раскрытии дарования других, в умении почувствовать, предвидеть будущее талантливого художника, помочь ему материально, поставить на ноги. Гончарная мастерская и школа в Абрамцеве, в которой работал Врубель и создавал свои шедевры из майолики, помогала и местным крестьянам обрести ремесло и иметь свой заработок, благодаря заказам со всей России... Без Мамонтова, создателя первой частной русской оперы, вряд ли бы состоялся и Шаляпин, по собственному признанию певца. Прибыль от своего состояния Мамонтов вкладывал в искусство, в строительство железных дорог, открывал школы, больницы, театры. Станиславский знал выдающегося мецената близко — он был кузеном жены Мамонтова — и видел в нем совершенно исключительную фигуру по разносторонности таланта, энергии и широте размаха, называя его одним из "строителей русской культурной жизни". В фильме принимает участие актер Владимир Андреев.
22:45
"Абрамцево. Савва Мамонтов". Документальный фильм. 1991
Вступительное слово — Михаил Жебрак, краевед, телеведущий.
"Местом силы" русских художников и родиной русского модерна называют Абрамцево. Усадьба эта получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель Сергей Аксаков, а впоследствии с 1870 года промышленник и меценат Савва Мамонтов. Здесь творили ставшие потом великими отечественные мастера живописи — Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, братья Васнецовы, Илья Остроухов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, скульптор Марк Антокольский... Особенно сблизила художников работа на территории имения над церковью Спаса Нерукотворного Образа (Спасский храм) по проекту Виктора Васнецова. Васнецов создает образы Сергия Преподобного и Богоматери с Младенцем. Илья Репин пишет Спаса Нерукотворного. Храм был освящен в 1882 году... Савва Мамонтов был одаренным скульптором, учился пению в Милане, знал несколько языков и переводил либретто, но главный его талант был в раскрытии дарования других, в умении почувствовать, предвидеть будущее талантливого художника, помочь ему материально, поставить на ноги. Гончарная мастерская и школа в Абрамцеве, в которой работал Врубель и создавал свои шедевры из майолики, помогала и местным крестьянам обрести ремесло и иметь свой заработок, благодаря заказам со всей России... Без Мамонтова, создателя первой частной русской оперы, вряд ли бы состоялся и Шаляпин, по собственному признанию певца. Прибыль от своего состояния Мамонтов вкладывал в искусство, в строительство железных дорог, открывал школы, больницы, театры. Станиславский знал выдающегося мецената близко — он был кузеном жены Мамонтова — и видел в нем совершенно исключительную фигуру по разносторонности таланта, энергии и широте размаха, называя его одним из "строителей русской культурной жизни". В фильме принимает участие актер Владимир Андреев.
"Местом силы" русских художников и родиной русского модерна называют Абрамцево. Усадьба эта получила известность с середины XIX века. Её владельцами были писатель Сергей Аксаков, а впоследствии с 1870 года промышленник и меценат Савва Мамонтов. Здесь творили ставшие потом великими отечественные мастера живописи — Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, братья Васнецовы, Илья Остроухов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Исаак Левитан, скульптор Марк Антокольский... Особенно сблизила художников работа на территории имения над церковью Спаса Нерукотворного Образа (Спасский храм) по проекту Виктора Васнецова. Васнецов создает образы Сергия Преподобного и Богоматери с Младенцем. Илья Репин пишет Спаса Нерукотворного. Храм был освящен в 1882 году... Савва Мамонтов был одаренным скульптором, учился пению в Милане, знал несколько языков и переводил либретто, но главный его талант был в раскрытии дарования других, в умении почувствовать, предвидеть будущее талантливого художника, помочь ему материально, поставить на ноги. Гончарная мастерская и школа в Абрамцеве, в которой работал Врубель и создавал свои шедевры из майолики, помогала и местным крестьянам обрести ремесло и иметь свой заработок, благодаря заказам со всей России... Без Мамонтова, создателя первой частной русской оперы, вряд ли бы состоялся и Шаляпин, по собственному признанию певца. Прибыль от своего состояния Мамонтов вкладывал в искусство, в строительство железных дорог, открывал школы, больницы, театры. Станиславский знал выдающегося мецената близко — он был кузеном жены Мамонтова — и видел в нем совершенно исключительную фигуру по разносторонности таланта, энергии и широте размаха, называя его одним из "строителей русской культурной жизни". В фильме принимает участие актер Владимир Андреев.
Ср, 22 янв
09:10
"Праздник оперетты. Имре Кальман". 1982
Вступительное слово — Ю. Веденеев, н. а. РСФСР. Красочное телевизионное действо посвящено 100-летию со дня рождения выдающегося композитора, "Короля оперетты" Имре Кальмана. Дмитрий Шостакович считал его гением! Творчество великого Мастера жанра принадлежит всему миру и любимо во всём мире... Учась в Академии музыки в Будапеште, Кальман предполагал сочинять серьезную музыку, однако свое истинное призвание нашел в жанре музыкальной комедии. Премьера его первой оперетты состоялась 22 февраля 1908 года. Успех был ошеломительным. "С тех пор Имре считал високосные года счастливыми для себя". Пишут, что в жизни Кальман был "меланхолик и пессимист", но в музыке он раскрылся как удивительно светлый и оптимистичный человек, который создал "почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений". Прожил он драматичную и творчески насыщенную жизнь. Его биография легла в основу книги писателя Юрия Нагибина, по которой в 1985 году режиссер Д. Палашти снял советско-венгерскую художественную ленту "Загадка Кальмана"... Сегодня вы приглашены на праздничный бал, где встретятся персонажи лучших оперетт композитора. Все они станут героями нового необычного представления, в котором прозвучат коронные арии из "Марицы", "Принцессы цирка", "Сильвы"... В фильме заняты ведущие артисты Театра оперетты: С. Варгузова, Ю. Веденеев, В. Шишкин, К. Кузьмина, А. Маркелов, Л. Черных, С. Лейферкус, С. Менахин... Сценарий писателя З. Паперного, режиссер-постановщик Ю. Богатыренко.
22:50
"Праздник оперетты. Имре Кальман". 1982
Вступительное слово — Ю. Веденеев, н. а. РСФСР. Красочное телевизионное действо посвящено 100-летию со дня рождения выдающегося композитора, "Короля оперетты" Имре Кальмана. Дмитрий Шостакович считал его гением! Творчество великого Мастера жанра принадлежит всему миру и любимо во всём мире... Учась в Академии музыки в Будапеште, Кальман предполагал сочинять серьезную музыку, однако свое истинное призвание нашел в жанре музыкальной комедии. Премьера его первой оперетты состоялась 22 февраля 1908 года. Успех был ошеломительным. "С тех пор Имре считал високосные года счастливыми для себя". Пишут, что в жизни Кальман был "меланхолик и пессимист", но в музыке он раскрылся как удивительно светлый и оптимистичный человек, который создал "почти два десятка наполненных радостью, любовью и добром произведений". Прожил он драматичную и творчески насыщенную жизнь. Его биография легла в основу книги писателя Юрия Нагибина, по которой в 1985 году режиссер Д. Палашти снял советско-венгерскую художественную ленту "Загадка Кальмана"... Сегодня вы приглашены на праздничный бал, где встретятся персонажи лучших оперетт композитора. Все они станут героями нового необычного представления, в котором прозвучат коронные арии из "Марицы", "Принцессы цирка", "Сильвы"... В фильме заняты ведущие артисты Театра оперетты: С. Варгузова, Ю. Веденеев, В. Шишкин, К. Кузьмина, А. Маркелов, Л. Черных, С. Лейферкус, С. Менахин... Сценарий писателя З. Паперного, режиссер-постановщик Ю. Богатыренко.
Чт, 23 янв
09:10
"Николай Акимов". Документальный фильм. Автор Л. Цуцульковский. 1991
Вступительное слово — Дмитрий Родионов, театровед, главный редактор журнала "Сцена".
Николай Павлович Акимов — народный артист СССР, выдающийся театральный художник, режиссер, педагог, писатель, с чьим именем связан золотой век Ленинградского театра Комедии, носящего ныне его имя. В 1935 году Ленинградское управление культуры предложило известному театральному художнику Николаю Акимову возглавить Ленинградский театр Сатиры и Комедии, которому грозило закрытие, если через год этот "самый плохой театр" не будет спасен новым худруком. На тот момент у Акимова была одна самостоятельная режиссерская работа: "Гамлет" в Театре им. Вахтангова, где он работал художником. Премьера в питерском театре состоялась в 1932 году и вызвала огромный резонанс. Зрители чествовали дебютанта, критики негодовали, объявив его "опаснейшим формалистом опаснейшего толка". Но природное упрямство, как признавался Акимов, "заставляло меня утвердиться в профессии режиссера". Через год акимовский театр был одним из лучших не только в городе на Неве, но и в Советском Союзе. Вместе с Николаем Павловичем пришли и актеры, ставшие впоследствии народными артистами, — Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Лидия Сухаревская, Николай Трофимов... Как свидетельствуют знающие Николая Павловича, он был человеком разносторонних дарований, парадоксальным, остроумным, с неизбывным чувством юмора, жестким и нежным. Каково это — видеть триумф созданного тобой театра, потом быть выброшенным из него, вернуться вновь и понимать, что время неумолимо диктует свои законы? Каково было тем режиссерам, например Петру Наумовичу Фоменко, которые пришли назначенными худруками в созданный Акимовым дом-театр уже после его смерти? А ему было отпущено ни много ни мало, но всего 67 лет!
В фильме принимали участие: режиссер Евгений Симонов, народная артистка РСФСР Елена Юнгер, советский и французский филолог Ефим Эткинд, П. Фоменко, Г.
Товстоногов, Ю. Аксенов, В. Голиков, друг Акимова Никита Толстой.
Николай Павлович Акимов — народный артист СССР, выдающийся театральный художник, режиссер, педагог, писатель, с чьим именем связан золотой век Ленинградского театра Комедии, носящего ныне его имя. В 1935 году Ленинградское управление культуры предложило известному театральному художнику Николаю Акимову возглавить Ленинградский театр Сатиры и Комедии, которому грозило закрытие, если через год этот "самый плохой театр" не будет спасен новым худруком. На тот момент у Акимова была одна самостоятельная режиссерская работа: "Гамлет" в Театре им. Вахтангова, где он работал художником. Премьера в питерском театре состоялась в 1932 году и вызвала огромный резонанс. Зрители чествовали дебютанта, критики негодовали, объявив его "опаснейшим формалистом опаснейшего толка". Но природное упрямство, как признавался Акимов, "заставляло меня утвердиться в профессии режиссера". Через год акимовский театр был одним из лучших не только в городе на Неве, но и в Советском Союзе. Вместе с Николаем Павловичем пришли и актеры, ставшие впоследствии народными артистами, — Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Лидия Сухаревская, Николай Трофимов... Как свидетельствуют знающие Николая Павловича, он был человеком разносторонних дарований, парадоксальным, остроумным, с неизбывным чувством юмора, жестким и нежным. Каково это — видеть триумф созданного тобой театра, потом быть выброшенным из него, вернуться вновь и понимать, что время неумолимо диктует свои законы? Каково было тем режиссерам, например Петру Наумовичу Фоменко, которые пришли назначенными худруками в созданный Акимовым дом-театр уже после его смерти? А ему было отпущено ни много ни мало, но всего 67 лет!
В фильме принимали участие: режиссер Евгений Симонов, народная артистка РСФСР Елена Юнгер, советский и французский филолог Ефим Эткинд, П. Фоменко, Г.
Товстоногов, Ю. Аксенов, В. Голиков, друг Акимова Никита Толстой.
22:35
"Николай Акимов". Документальный фильм. Автор Л. Цуцульковский. 1991
Вступительное слово — Дмитрий Родионов, театровед, главный редактор журнала "Сцена".
Николай Павлович Акимов — народный артист СССР, выдающийся театральный художник, режиссер, педагог, писатель, с чьим именем связан золотой век Ленинградского театра Комедии, носящего ныне его имя. В 1935 году Ленинградское управление культуры предложило известному театральному художнику Николаю Акимову возглавить Ленинградский театр Сатиры и Комедии, которому грозило закрытие, если через год этот "самый плохой театр" не будет спасен новым худруком. На тот момент у Акимова была одна самостоятельная режиссерская работа: "Гамлет" в Театре им. Вахтангова, где он работал художником. Премьера в питерском театре состоялась в 1932 году и вызвала огромный резонанс. Зрители чествовали дебютанта, критики негодовали, объявив его "опаснейшим формалистом опаснейшего толка". Но природное упрямство, как признавался Акимов, "заставляло меня утвердиться в профессии режиссера". Через год акимовский театр был одним из лучших не только в городе на Неве, но и в Советском Союзе. Вместе с Николаем Павловичем пришли и актеры, ставшие впоследствии народными артистами, — Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Лидия Сухаревская, Николай Трофимов... Как свидетельствуют знающие Николая Павловича, он был человеком разносторонних дарований, парадоксальным, остроумным, с неизбывным чувством юмора, жестким и нежным. Каково это — видеть триумф созданного тобой театра, потом быть выброшенным из него, вернуться вновь и понимать, что время неумолимо диктует свои законы? Каково было тем режиссерам, например Петру Наумовичу Фоменко, которые пришли назначенными худруками в созданный Акимовым дом-театр уже после его смерти? А ему было отпущено ни много ни мало, но всего 67 лет!
В фильме принимали участие: режиссер Евгений Симонов, народная артистка РСФСР Елена Юнгер, советский и французский филолог Ефим Эткинд, П. Фоменко, Г.
Товстоногов, Ю. Аксенов, В. Голиков, друг Акимова Никита Толстой.
Николай Павлович Акимов — народный артист СССР, выдающийся театральный художник, режиссер, педагог, писатель, с чьим именем связан золотой век Ленинградского театра Комедии, носящего ныне его имя. В 1935 году Ленинградское управление культуры предложило известному театральному художнику Николаю Акимову возглавить Ленинградский театр Сатиры и Комедии, которому грозило закрытие, если через год этот "самый плохой театр" не будет спасен новым худруком. На тот момент у Акимова была одна самостоятельная режиссерская работа: "Гамлет" в Театре им. Вахтангова, где он работал художником. Премьера в питерском театре состоялась в 1932 году и вызвала огромный резонанс. Зрители чествовали дебютанта, критики негодовали, объявив его "опаснейшим формалистом опаснейшего толка". Но природное упрямство, как признавался Акимов, "заставляло меня утвердиться в профессии режиссера". Через год акимовский театр был одним из лучших не только в городе на Неве, но и в Советском Союзе. Вместе с Николаем Павловичем пришли и актеры, ставшие впоследствии народными артистами, — Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Лидия Сухаревская, Николай Трофимов... Как свидетельствуют знающие Николая Павловича, он был человеком разносторонних дарований, парадоксальным, остроумным, с неизбывным чувством юмора, жестким и нежным. Каково это — видеть триумф созданного тобой театра, потом быть выброшенным из него, вернуться вновь и понимать, что время неумолимо диктует свои законы? Каково было тем режиссерам, например Петру Наумовичу Фоменко, которые пришли назначенными худруками в созданный Акимовым дом-театр уже после его смерти? А ему было отпущено ни много ни мало, но всего 67 лет!
В фильме принимали участие: режиссер Евгений Симонов, народная артистка РСФСР Елена Юнгер, советский и французский филолог Ефим Эткинд, П. Фоменко, Г.
Товстоногов, Ю. Аксенов, В. Голиков, друг Акимова Никита Толстой.
Вступительное Слово — Сергей Буланов, музыковед, отв. редактор журнала "Музыкальная жизнь". Великий Шаляпин! Певец, Художник, Артист... Всё, что стало с ним в жизни, он сделал сам. Родился в бедствующей крестьянской семье, которая в поисках лучшего заработка бесконечно переезжала с места на место, видел битой мать, которую любил, и сызмальства пытался заработать "рублик", чтоб помочь. Никакого профессионального образования не получал, университетов не заканчивал. Абсолютный самородок! Господь наделил его множественными талантами, человеческой мощью и посылал его судьбе сведущих в искусстве людей, которые не могли не заметить в нем искру Божию и помогали ему в становлении... Он приглашается в частные театры в Казани, Уфе, в "Мамонтовскую" оперную труппу, потом солирует на прославленных сценах императорских театров — Большого и Мариинского, гастролирует в Ла Скала, Аргентине, Метрополитен-опера. В первые 15 лет ХХ века выдающийся оперный бас становится кавалером Ордена Почетного легиона (Франция), удостаивается звания солиста Его Величества (Россия), солиста Его Величества короля Италии и короля Англии. В 1918 году Шаляпину, первому в революционной России присвоено звание Народного артиста Республики... Признание, восхищение, слава сопровождали певца до конца жизни. Ушел он в 1938 году, был похоронен на парижском кладбище Батиньоль, на надгробной плите было начертано: "Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской". Однако страна Советов после отъезда певца за границу отказалась от своего сына, лишив его звания и права въезда на территорию СССР. Постановление это от 24 августа 1927 года действовало вплоть до 1991 и было наконец официально отменено как необоснованное спустя 53 года(! ) после смерти великого художника...Последние годы в России, с 1914 по 1922, Шаляпин жил в Санкт-Петербурге в доме на Пермской улице (позднее переименована в улицу Графтио).
Квартиру и все имущество в ней, хозяин оставил на попечение своего секретаря с 1904 года, ставшего ему впоследствии близким другом, Исая Григорьевича Дворищина. Он не пережил блокаду Ленинграда, умер от голода, но вещи и переписку Шаляпина сохранил, благодаря чему в художественных кругах стали поговаривать, не создать ли музей гениального артиста? Музей будет создан, но гораздо позже, в 1975 году. А пока в 1967 году для будущего музея, да и для артистического сообщества здесь, в доме Шаляпина на улице Графтио будет происходить грандиозное событие — Центральное телевидение во главе с режиссером Викентием Серковым впервые в Советском Союзе будет снимать фильм, посвященный до той поры не "реабилитированному" "гениальному сыну земли русской"! О нем расскажут те, кто знал его, работал с ним, любил его: н. а. СССР Николай Черкасов, актриса Александринского театра Елизавета Тиме, директор Ленинградского театрального музея Инна Клих, экономка дома Пелагея Виноградова и её муж — личный повар Шаляпина Николай Хвостов. Включены редчайшая кинохроника 1915 г. и фрагменты британо-французского фильма "Дон Кихот" (1933 г.), запечатлевшие певца.