1980-й, Ялта. Надеясь на яркую и безбедную жизнь, молодая медсестра Алика связывает свою судьбу с криминальным авторитетом Крымовым. Но есть и другая жизнь — свободная и с музыкой, жизнь мальчика Бананана. И два этих мира трагически пересекаются...
Советская двухсерийная драма 1987 года режиссёра Сергея Соловьёва, снятая в Ялте за два с половиной месяца. Одно из основных киносвидетельств русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х годов: в картине приняли участие рок-группы "Аквариум", "Кино", "Браво", "Союз композиторов". Интересные факты о фильме "АССА": • Название фильма имеет несколько обоснований. "АССА" — неофициальная арт-галерея основателя петербургской Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова на улице Воинова, 24 (сейчас улица Шпалерная). С 1982 по 1987 год "Асса" была центром художественной жизни города на Неве: там проходили выставки, домашние концерты группы "Кино", спектакли "Нового театра", показы альтернативной моды и просто веселые тусовки. "Асса! " — еще и был забавный выкрик художников андеграундного направления в Ленинграде начала 80-х годов. И именно они появляются в самых первых кадрах фильма: Сергей Бугаев, Тимур Новиков, играющий в фильме барабанщика, Густав Гурьянов и Андрей Крисанов, музыканты группы "Кино", и Сергей Шутов, единственный представитель московского художественного мира того времени в кинокартине. Есть версия, что название фильма это расшифровка имени его создателя: "Автор — Соловьев Сергей Александрович". • Сергей Шутов, ныне один из известнейших российских художников, в "Ассе" отвечал за художественное оформление "молодежной" части фильма. Он был сценографом и помощником главного художника кинокартины — Марксена Гауфмана-Свердлова, который именно за "Ассу" был награжден премией "Ника". • Комната главного героя Бананана — мини-музей современного искусства, где среди экспонатов выделяются "Коммуникативная труба" и "Железный занавес" от художественной группы "Гнездо". Именно эти работы находятся в собрании Отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. • Сны Бананана — это короткометражки питерских художников Олега Котельникова, Евгения Юфита и Евгения Кондратьева, которые гармонично легли в основное киноповествование Сергея Соловьева. • С фильмом "Асса" связана и первая полноценная рекламная кампания в СССР. Впервые на премьере продавались пластинки с саундтреком к фильму, разноцветные майки с надписью "Асса", календари, значки, буклеты. Было сделано три варианта плаката. Съемки финальной сцены фильма были в зале Зеленого театра в парке Горького, где группа "Кино" исполнила новую песню "Перемен! ". Премьера фильма состоялась в ДК МЭЛЗ (сейчас это зал "Дворец на Яузе") в конце марта 1988 года и сопровождалась выставкой молодых художников, а также обширной концертной программой ("Кино", "Аквариум" и "Браво"), также перед фильмом показывали коллекции авангардной моды "Прикид на послезавтра" Ирены Бурмистровой и Елены Зелинской, работавшей в фильме художником по костюмам. • На съемочной площадке Виктор Цой познакомился со своей второй женой, Натальей Разлоговой. Переводчица-синхронистка приехала на съемки в качестве помощницы режиссера, чтобы посмотреть на съемочный процесс изнутри. На набережной Ялты началась их романтическая история. После съемок Виктор Цой оставил жену Марьяну и сына Сашу и переехал в Москву к новой возлюбленной. • Также на съемках "Ассы" нашел свою любовь и исполнитель главной роли Сергей Бугаев-Африка. У него завязался пылкий роман с художницей Иреной Куксенайте, которая играла эпизодическую роль женщины из КГБ, спутницы Бороды. Позже они поженились, у них родилось двое детей. Цитаты из фильма: "Если каждый из нас зажжет по спичке — свет будет на полнеба". "А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов". "- Всё дело в том, что ты без очков. Надень. — Так они ж без стекол. — Главное не стёкла. Главное — ощущать себя зрячим человеком". "...И вот по прошествии 17 месяцев и 7 дней ковчег остановился на высочайшей из гор Араратских. И после того, как третий голубь вернулся с оливковой веточкой в клюве, Ной распахнул двери ковчега, ступил ногою своею на траву, распростер руки к солнцу и громогласно произнес: "Асса! !! " Это и было единственное донесенное до нас из тех допотопных времен слово, а вместе с ним передалась кому-то из нас их сила и чистота..."