Страны: Россия, Китай, Украина Год: 2017 Жанры: биография, драма Рейтинг КП: 7,6/10 Возрастная категория: 16+
Поделиться:
Работая корреспондентом влиятельной немецкой газеты в Токио, Рихард Зорге имел доступ к ценнейшей информации в кругах немецких дипломатов. Его блестящее умение общаться с людьми давало возможность получать секретную военную информацию, а уникальные способности к анализу ситуации позволяли делать выводы о планах немецких и японских военных.
Рихарда Зорге сегодня называют одним из самых выдающихся разведчиков 20-го столетия, который своей работой повлиял на ход военных событий Второй мировой. Считают, что победа Советской Армии под Москвой смогла состояться благодаря информации, полученной от Зорге. Судьба этого разведчика была яркой и трагической одновременно. Зорге говорил, что ненавидит и Гитлера, и Сталина, но его мать русская, и Москва — его дом, а отец — немец, и Германия тоже его дом, но в данном случае Гитлер худшее зло из двух. Зорге работал на Сталина. Он поставлял в Москву ценнейшую информацию о приготовлениях фашистской Германии к войне с СССР. Именно Зорге первым сообщил Сталину о дате начала войны — 22 июня 1941 года, но ему не поверили. Мало того, его сочли предателем, и даже было принято решение убить Зорге. Постоянно находясь меж трёх огней — советское ЧК, немецкое гестапо и японская полиция — он создал на территории Японии целую разведывательную сеть "Рамзай", которая занималась сбором информации и передавала ее в Москву. Рихарда Зорге расстреляли в Японии за шпионаж, но из уважения к его незаурядной судьбе разрешили захоронить на японском кладбище. И ещё много лет за могилой ухаживала японка Ханако, которая любила этого странного, но блистательного человека. Александр Домогаров: "Такие роли выпадают единожды в судьбе. Это фантастическая личность! Я пытаюсь понять и не понимаю — как человек может жить каждый день на острие? ! Я не могу понять, какую надо иметь психофизику, какой силой воли и каким характером обладать? У меня это в голове не укладывается. Мне хотелось показать человека, который безумно верит идее. Он — убеждённый человечище, который старается во что бы то ни стало не допустить кровопролития". Подготовительный период к съёмкам занял больше двух лет. Режиссёр-постановщик Сергей Гинзбург изучал документы, относящиеся к деятельности легендарного разведчика, читал различные исследования, консультировался с высокопоставленными сотрудниками ГРУ, архивными работниками, историками, вникал в жизнь довоенной и военной Японии, подбирал актёров. И чем больше изучал, тем больше вопросов появлялось — имя Зорге окутано таким количеством мифов и легенд, что порой было сложно отделить правду от вымысла. Режиссёр Сергей Гинзбург: "Это увлекательная история, полная приключений, о легендарном человеке. Подвиг Зорге в том, что он сделал всё для того, чтобы Япония не вступила в войну с Советским Союзом. Он ведь был не просто разведчиком, добывавшим информацию. Он был блестящим аналитиком, геополитиком и агентом влияния. Телеграмма, которую он отправил в Центр осенью 1941 года, изменила весь дальнейший ход войны. В ней Зорге сообщал, что война Японии против СССР до весны 1942 года исключена". "Единицы способны жить так, как жил Зорге. Он до сих пор загадка. Есть масса источников, которые противоречат друг другу и по-разному трактуют его деятельность. Мы в своём фильме хотим показать человека в экстремальной ситуации, когда проявляются все его лучшие качества". За почти год съёмок режиссёр Сергей Гинзбург скрупулезно воссоздал восемь самых напряжённых и драматичных лет жизни легендарного советского разведчика — и печальный финал в виде разоблачения, ареста и казни. В основу сериала положены реальные исторические события, в нём действуют реальные исторические лица — кроме самого Рихарда Зорге (Александр Домогаров) и его японской жены Ханако Исии (Шион Накамару), это — немецкий посол в Токио Эйген Отт (Андрей Руденский), члены группы Зорге — Макс Клаузен (Андрей Леонов) и его жена Анна (Юлия Ауг), Ётоку Мияги, Хоцуми Одзаки. Сам режиссёр Сергей Гинзбург исполнил роль вымышленного персонажа Шлезингера — он пытается завербовать Зорге и копит компромат на журналиста. Прототип этого героя — Йозеф Мейзингер, получивший прозвище "Варшавский мясник" за участие в создании Варшавского гетто. Но в то же время многие события сериалы придуманы, а некоторые персонажи вымышлены или собирательные — например, жена Отта Гельма (Виктория Исакова), в которую Зорге был влюблён в молодости, и майор японской полиции Осаки в исполнении Осаму Ямамото, которому в сериале предстоит сыграть значительную роль в жизни Зорге. Режиссёр Сергей Гинзбург: "Мы старались быть максимально внимательными к деталям и опирались на исторические документы, на воспоминания современников и на личный дневник разведчика. Но большинство документов до сих пор засекречены. Мы снимаем не документальное кино, и некоторые события, естественно, вымышлены, как и некоторые герои. Мы не претендуем на абсолютную историческую достоверность, поэтому ряд событий, которые мы вводим, вымышлены или собирательные. А ряд лиц — абсолютно документальны. Ряд их поступков соответствует историческим фактам, а где-то мы допускаем наше представление о том, как бы это могло быть. Потому что далеко не всё известно, и мы из всего массива информации выбирали те версии, которые нам казались наиболее красивыми и зрелищными". Помимо секретных данных, Зорге не был обделен и женским вниманием. Он был влюблён в молодую японку Ханако Исии (для этой роли пригласили японскую актрису Шион Накамару). Их отношения — памятник преданности. До самой смерти Ханако ухаживала за могилой Зорге, и написала книгу "Зорге как человек", популярную в Японии. Ещё одна женщина, сыгравшая важную роль в судьбе разведчика, это Гельма Отт (Виктория Исакова) — жена немецкого посла в Японии Эйгена Отта и любовница шпиона. Именно от него Зорге получал массу ценных сведений. О съёмках фильма: Съёмки шли в Москве и Шанхае, где для съёмок предвоенного и военного Токио были выстроены специальные декорации. Изначально проект планировали снимать частично на немецком языке, но потом всё же от этой идеи отказались. "В сериале немецкий язык — это русский, а японский — это японский, но дубляжом будут делать русский" — говорит звукорежиссёр Сергей Лозовой. Большое внимание было уделено костюмам 30-40-х годов. Например, форма японских полицейских шилась специально для этого проекта. Япония всегда была достаточно закрытой страной, и сохранилось мало информации о том, как одевались полицейские. Так что художнику по костюмам Светлане Литвиновой пришлось проштудировать огромное количество материалов об этом времени. Машины на съёмки в Москве пришлось доставать из частных коллекций. Все автомобили идентичны тем, на которых ездили в определенный исторический период. Из гаражей их привозили на специальных платформах, но в кадре они все перемещаются самостоятельно. Сопровождали такие машины водителем и механиком, которые могут и за руль сесть (в этом случае им выдается форма водителя), и оперативно починить возникшую неисправность.