Сталкер — человек, обладающий профессиональными знаниями системы препятствий и ловушек Зоны, куда можно прийти, если не осталось никакой веры. Здесь исполняются заветные желания — сокровенные, искренние, выстраданные. Писатель хочет обрести там вдохновение, профессор мечтает об открытии. Оба, сопровождаемые Сталкером, достигнут заветной комнаты, а потом разойдутся, чтобы не встретиться никогда...
В наше время Андрея Тарковского считают классиком кинематографа. Без наследия мастера — его фильмов, книг, теоретических работ, лекций — сегодня невозможно представить мировую культуру, многие деятели которой называют Тарковского своим учителем. Но при жизни мастера далеко не все понимали и принимали его творчество, тем более, что он сам постоянно пребывал в художественном поиске, пробовал себя в новых жанрах, искал совершенства. Его ругала официальная критика, фильмы попадали на экраны кинотеатров с большим опозданием. По мнению киноведа Майи Туровской, Тарковский ошеломлял "трудной для восприятия новизной". При этом, по ее же словам, у него всегда был "верный ему и преданный зритель, как бывает "свой" читатель у поэзии".