Начнется в 17:40 и закончится в 00:30 (продолжительность: 6:50)
Страна: Россия Год: 2014 Жанры: биография, история, драма Рейтинг КП: 7,8/10 Возрастная категория: 18+
Поделиться:
Григория Распутина убили в декабре 1916 года, а в феврале 1917-го в России рухнуло самодержавие. По указу Временного правительства следователь Генрих Иванович Свиттен должен найти доказательства того, что Распутин был безбожником, погубившим Россию. Следователь допрашивает более ста пятидесяти человек, которые знали Распутина, отсеивая при этом слухи и домыслы о его деяниях. Результаты расследования оказываются далеко не такими однозначными, как хотелось бы высокому начальству Свиттена...
Распутина убили в декабре 1916 года, а через два месяца, в феврале 1917 года, в России рухнуло самодержавие. По указу Временного правительства была создана государственная комиссия по расследованию убийства "старца". Следователь Генрих Николаевич Свиттен допросил более ста пятидесяти человек, проходящих в качестве свидетелей по этому делу. И вот что удивительно: все, с кем бы он ни говорил, независимо от личных симпатий-антипатий, сходились в одном — Григорий Распутин был человеком незаурядным. Этому "малограмотному мужику" с темным прошлым каким-то невероятным образом удавалось оказывать невиданное влияние на членов царской семьи и на курс государственной политики. Свиттен по крупицам собирал не только информацию о той страшной ночи, когда произошло убийство Распутина, но и факты из его жизни. Следователь отсеивал все слухи и домыслы о "деяниях старца", чтобы попытаться сложить реальную картину: кем же был на самом деле могущественный временщик Григорий Ефимович Распутин? Андрей Малюков, режиссер: "Мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него насочиняли горы макулатуры. И произошло это по одной простой причине — высказать всероссийскому императору все, что хотели. Это было невозможно, преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него — можно. Когда же начинаешь перебирать, как бусинки, факты, выясняется, что ничего из придуманного о "великом старце" и в помине не было. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны. Вот его посылы. По сухому остатку это был человек с большим знаком "плюс". И с такой трагической судьбой. Наша история распадается на две параллельные линии — Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и параллельно найти доказательства всех его "грехов". Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Георгию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь его убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что бы он мог положить в обвинение Распутину. Документов о том времени, о Распутине много, и они все известны. Есть историки, которые этим занимаются, и мы с ними общаемся. На нашей площадке постоянно находится исторический консультант. Также есть человек, который консультировал нас с точки зрения православия. И это было очень важно, поскольку к фигуре Распутина у церкви, точнее, у ее иерархов, непростое отношение. Года четыре назад Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант "Распутина". И у нас с продюсером "Марс Медиа" Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, на котором я сказал: "Начинать такое кино без актера — невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать". Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал. Продюсеру удалось Володю вытащить в Москву, и мы снова встретились в кабинете у Рубена. Машков заинтересовался ролью, а сейчас — просто горит ею. Я на него иногда с осторожностью смотрю. Он шутит: "Во мне подселенец". Энергия, которая из него исходит, велика и, к счастью, она передается в кадр. "Григорий Р." — уже третья моя картина с Володей, мы друг друга знаем и, надеюсь, чувствуем. Помню, я был уже маститый режиссер, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе. И должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний — два разных Машкова. Он постигает профессию до конца, вычерпывает до донышка. Катя Климова, которая играет Вырубову, снимается во всех моих картинах, я ее как талисманчик с собой таскаю. Про Ингеборгу думал, рассчитывал, надеялся — и случилось. На "Григории Р." главной проблемой как раз оказалось свести всех наших замечательных актеров на одной площадке. Но нам удалось и это". Екатерина Климова, актриса: "При подготовке к роли все, что возможно прочитать по этому поводу, сходить в музей, пообщаться с консультантами, задать вопросы — было мной сделано. Другой вопрос, что все равно у нас в картине есть определенная трактовка. Я играю персонажа в конкретном ракурсе нашего взгляда на эту историю. Роль непростая, у меня по ходу фильма есть возрастные изменения. Ведь именно из уст Вырубовой, сидящей в тюрьме, мы доносим историю Распутина. Фактически, она единственная, кто пережил все это, что рассказывает на допросе у Свиттена. Я очень благодарна, что эта роль ко мне пришла именно сейчас, именно в этом возрасте. Это такой шанс попробовать себя! Распутин у нас не еретик, не отступник, не ловелас. Он — старец, чудотворец. И я играю женщину, которая верует в него. И ее чувство к нему — это больше, чем любовь женщины к мужу, сыну, брату. У нее сложная судьба, и смысл ее жизни в том, чтобы быть его последовательницей. У нас был серьезный подготовительный период. Важно, что все костюмы отшивались. Они сделаны качественно по старинным лекалам, правдоподобные, и это помогает в работе. Как Александра Федоровна, переживающая за своего сына, допустила во дворец, грубо говоря, мужика? Как мать я ее прекрасно понимаю: когда болеют дети, и ни антибиотики, ни гомеопаты — ничто не помогает, ты хватаешься за любой шанс, любую возможность. Но я думаю, что Распутину действительно было дано что-то свыше". Ингеборга Дапкунайте, актриса: "Мы играем данную историю и рассказываем ее так, как она написана автором. Я могу очень много читать исторических фактов про свою героиню, но для сценария могут понадобиться только такие факты, а не другие. Я второй раз играю Александру Федоровну. Любопытно, что в первой истории использовались совершенно иные качества характера императрицы. В этой — другие". Павел Корнаков, исторический консультант, работает в кино с 1971 года. В его фильмографии: "Звезда пленительного счастья" Владимира Мотыля, "Красные колокола" Сергея Бондарчука, "Узник замка Иф" Георгия Юнгвальда-Хилькевича: "Я присутствую на съемочной площадке и отслеживаю все, начиная от правильности костюма, до правильности соблюдения этикета — дворцового, военного. Вплоть до того, как должны себя вести официанты в ресторане, как наливать и подавать вино. Мы приглашаем на съемки настоящих официантов, а у них уже нет той школы. Я, как профессиональный историк, привык опир...