Чт, 25 апр
14:05
Традиции чаепития
Чай стал распространяться в России с XVII века. Сначала он проник в богатые дома, а потом стал переходить в дома горожан, сельского духовенства и крестьян. К этому времени у России существовали постоянные торговые связи с азиатскими народами, где чай в разных видах был давно известен и популярен. Почему чаепитие может считаться нашей национальной традицией? Когда и где появился самовар? Чем отличалось дворянское чаепитие от купеческого? Съемки прошли в Москве и Туле, в музее русского самовара. Гости: Элеонора Басманова, историк, писатель; Евгений Дмитриев, историк, сотрудник музея «Тульские самовары».
20:30
Как живет монастырь?
Что такое монастырская жизнь в России, и как она сохраняется на протяжении веков. Что такое монастырь, и кто такой монах с точки зрения православного христианства? Когда появились первые монастыри на Руси? Где находятся старейшие монастыри России? Как выбирали место для строительства монастыря? В чем особенность Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря? Какова его принципиальная роль в монастырской жизни России? Съемки программы прошли в Новом Иерусалиме.
Участники: Алексей Беглов, историк, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; архимандрит Феофилакт, наместник Ново-Иерусалимского монастыря.
Участники: Алексей Беглов, историк, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; архимандрит Феофилакт, наместник Ново-Иерусалимского монастыря.
Пт, 26 апр
15:00
Как живет монастырь?
Что такое монастырская жизнь в России, и как она сохраняется на протяжении веков. Что такое монастырь, и кто такой монах с точки зрения православного христианства? Когда появились первые монастыри на Руси? Где находятся старейшие монастыри России? Как выбирали место для строительства монастыря? В чем особенность Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря? Какова его принципиальная роль в монастырской жизни России? Съемки программы прошли в Новом Иерусалиме.
Участники: Алексей Беглов, историк, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; архимандрит Феофилакт, наместник Ново-Иерусалимского монастыря.
Участники: Алексей Беглов, историк, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; архимандрит Феофилакт, наместник Ново-Иерусалимского монастыря.
21:30
Утка, золотая баба и медведь коми-зырян
О мифологии коми-зырян. Когда и кто ее начал записывать и изучать? Что мы знаем о богах коми? В каких взаимоотношениях они были между собой? В каком виде сохранилась эта мифология у коми: в виде песен, сказок, легенд? Во всем мире известен «пермский звериный стиль». Как предметы, которые археологи относят к пермскому звериному стилю, связаны с мифологией народов, проживающих на территории современных коми-зырян? Съемки прошли в Сыктывкаре, в Национальном музее Республики Коми, а также в деревне Зулоб. Гости программы — Павел Лимеров, этнолог, кандидат филологических наук; Игорь Васкул, заведующий отделом археологии, кандидат исторических наук; Ирина Котылева, директор Национального музея Республики Коми; Нина Макарова, заведующая клубом деревни Зулоб…
Сб, 27 апр
08:30
Утка, золотая баба и медведь коми-зырян
О мифологии коми-зырян. Когда и кто ее начал записывать и изучать? Что мы знаем о богах коми? В каких взаимоотношениях они были между собой? В каком виде сохранилась эта мифология у коми: в виде песен, сказок, легенд? Во всем мире известен «пермский звериный стиль». Как предметы, которые археологи относят к пермскому звериному стилю, связаны с мифологией народов, проживающих на территории современных коми-зырян? Съемки прошли в Сыктывкаре, в Национальном музее Республики Коми, а также в деревне Зулоб. Гости программы — Павел Лимеров, этнолог, кандидат филологических наук; Игорь Васкул, заведующий отделом археологии, кандидат исторических наук; Ирина Котылева, директор Национального музея Республики Коми; Нина Макарова, заведующая клубом деревни Зулоб…
09:00
Золото сарматов
Одно из самых крупных археологических открытий конца ХХ века в России — раскопки Филипповских курганов. Филипповские курганы являются уникальным памятником культуры древних кочевников Евразии. Он представляет собой некрополь родового, возможно, племенного клана рубежа V-IV в. до н. э. Как и когда открыли золото в сарматских курганах? Как это изменило представление об истории и культуре сарматов? Что о культуре древних людей могут рассказать погребения? Чем сарматский звериный стиль отличается от скифского? Почему именно фигуры оленей прославили эти курганы? Съемки программы проходили в Республике Башкортостан, в Музее археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УНЦ РАН, где сегодня хранится эта уникальная коллекция. Гости программы: Айслу Юнусова, историк, доктор исторических наук; Илшат Бахшиев, археолог, кандидат исторических наук; Елена Нечвалода, старший научный сотрудник отдела этнографии, кандидат исторических наук.
09:30
Традиции чаепития
Чай стал распространяться в России с XVII века. Сначала он проник в богатые дома, а потом стал переходить в дома горожан, сельского духовенства и крестьян. К этому времени у России существовали постоянные торговые связи с азиатскими народами, где чай в разных видах был давно известен и популярен. Почему чаепитие может считаться нашей национальной традицией? Когда и где появился самовар? Чем отличалось дворянское чаепитие от купеческого? Съемки прошли в Москве и Туле, в музее русского самовара. Гости: Элеонора Басманова, историк, писатель; Евгений Дмитриев, историк, сотрудник музея «Тульские самовары».
15:00
Как живет монастырь?
Что такое монастырская жизнь в России, и как она сохраняется на протяжении веков. Что такое монастырь, и кто такой монах с точки зрения православного христианства? Когда появились первые монастыри на Руси? Где находятся старейшие монастыри России? Как выбирали место для строительства монастыря? В чем особенность Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря? Какова его принципиальная роль в монастырской жизни России? Съемки программы прошли в Новом Иерусалиме.
Участники: Алексей Беглов, историк, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; архимандрит Феофилакт, наместник Ново-Иерусалимского монастыря.
Участники: Алексей Беглов, историк, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; архимандрит Феофилакт, наместник Ново-Иерусалимского монастыря.
15:30
Традиции чаепития
Чай стал распространяться в России с XVII века. Сначала он проник в богатые дома, а потом стал переходить в дома горожан, сельского духовенства и крестьян. К этому времени у России существовали постоянные торговые связи с азиатскими народами, где чай в разных видах был давно известен и популярен. Почему чаепитие может считаться нашей национальной традицией? Когда и где появился самовар? Чем отличалось дворянское чаепитие от купеческого? Съемки прошли в Москве и Туле, в музее русского самовара. Гости: Элеонора Басманова, историк, писатель; Евгений Дмитриев, историк, сотрудник музея «Тульские самовары».
Вс, 28 апр
15:00
Золото сарматов
Одно из самых крупных археологических открытий конца ХХ века в России — раскопки Филипповских курганов. Филипповские курганы являются уникальным памятником культуры древних кочевников Евразии. Он представляет собой некрополь родового, возможно, племенного клана рубежа V-IV в. до н. э. Как и когда открыли золото в сарматских курганах? Как это изменило представление об истории и культуре сарматов? Что о культуре древних людей могут рассказать погребения? Чем сарматский звериный стиль отличается от скифского? Почему именно фигуры оленей прославили эти курганы? Съемки программы проходили в Республике Башкортостан, в Музее археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УНЦ РАН, где сегодня хранится эта уникальная коллекция. Гости программы: Айслу Юнусова, историк, доктор исторических наук; Илшат Бахшиев, археолог, кандидат исторических наук; Елена Нечвалода, старший научный сотрудник отдела этнографии, кандидат исторических наук.
Пн, 29 апр
11:30
Рязанские напевы
Поговорим о музыкальном, песенном фольклоре, который исторически сложился в Рязанской земле, и о многочисленных традициях, имеющих отношение к разным селам Рязанской области. Какую традицию можно считать типично рязанской — когда «песню поют» или «песню играют»? В чем особенность рязанской протяжной песни? Народная песня в Рязанской области — она жива или это уже музейный экспонат? Съемки программы прошли в Рязани, с участием фольклорных коллективов «Еголдарушка», «Народный праздник» и театра народной песни «Узорочье». Гость — Анна Щетинина, этнолог, музыковед.
17:30
Хороводы северной Ижмы
Сегодня поговорим о культуре коми-ижемцев и о том, как они отмечают праздник Луд. Ижма — это и река, и село, и историческая область в 500 километрах к северу от Сыктывкара. Недалеко от полярного круга. А живут здесь коми-ижемцы. Зимой пасут оленей, а летом отмечают праздник Луд. И самое главное на празднике Луд — это хороводы. Что такое праздник Луд? Как давно он отмечается? Какую вообще роль играл Луд в жизни ижемской общины? Что он значил для детей, подростков, холостой молодежи, семейных людей, стариков? Съемки программы прошли в Сыктывкаре, в Национальном музее Республики Коми, а также на Ижме. Гости программы: Анатолий Панюков, этнолог, фольклорист; Анна Квирам, этнолог, научный сотрудник Национального музея Республики Коми.
23:00
В мире уральских сказов
Мифология и фольклор Урала — тема, в которой интересно сочетается фольклор и псевдофольклор. Есть знаменитые сказы П. П.Бажова. Но ученые до сих пор спорят, насколько они отражают собственно мифологию Урала? И была ли она до возникновения этих сказов? Что мы знаем сегодня о духовном мире народов Урала? Что нового о мифологии Урала мы можем узнать благодаря археологическим раскопкам? Какие новые страницы в понимании древнего мира открывает Шигирский идол? Съемки прошли в Екатеринбурге. Гости: Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина; Юлия Ильина, заместитель директора по научной работе Музея истории камнерезного и ювелирного искусства; Светлана Панина, главный научный сотрудник отдела древней истории народов Урала.
Вчера
12:30
Хороводы северной Ижмы
Сегодня поговорим о культуре коми-ижемцев и о том, как они отмечают праздник Луд. Ижма — это и река, и село, и историческая область в 500 километрах к северу от Сыктывкара. Недалеко от полярного круга. А живут здесь коми-ижемцы. Зимой пасут оленей, а летом отмечают праздник Луд. И самое главное на празднике Луд — это хороводы. Что такое праздник Луд? Как давно он отмечается? Какую вообще роль играл Луд в жизни ижемской общины? Что он значил для детей, подростков, холостой молодежи, семейных людей, стариков? Съемки программы прошли в Сыктывкаре, в Национальном музее Республики Коми, а также на Ижме. Гости программы: Анатолий Панюков, этнолог, фольклорист; Анна Квирам, этнолог, научный сотрудник Национального музея Республики Коми.
18:30
В мире уральских сказов
Мифология и фольклор Урала — тема, в которой интересно сочетается фольклор и псевдофольклор. Есть знаменитые сказы П. П.Бажова. Но ученые до сих пор спорят, насколько они отражают собственно мифологию Урала? И была ли она до возникновения этих сказов? Что мы знаем сегодня о духовном мире народов Урала? Что нового о мифологии Урала мы можем узнать благодаря археологическим раскопкам? Какие новые страницы в понимании древнего мира открывает Шигирский идол? Съемки прошли в Екатеринбурге. Гости: Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина; Юлия Ильина, заместитель директора по научной работе Музея истории камнерезного и ювелирного искусства; Светлана Панина, главный научный сотрудник отдела древней истории народов Урала.
00:00
По дороге в Нижнюю Синячиху
На Урале есть село Нижняя Синячиха, которое стало известно далеко за пределами Урала благодаря музею русского деревянного зодчества под открытым небом. Здесь собраны настоящие дома и постройки прошлых веков. А недалеко от Нижней Синячихи, в селе Коптелово, находится «изба бабы Кати» — подлинный сруб XVII века. В этом доме еще до начала 70-х годов ХХ века жили владельцы. Чем жизнь крестьян на Урале отличалась от жизни в Центральной России? Какие порядки были в семьях из 18 человек? Когда на Урале стали расписывать дома? И почему? Гости программы: Леонид Русаков, этнолог, музеевед, долгие годы возглавлял Музей истории земледелия и быта крестьян в Коптелово; Валентина Ращектаева, директор Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества; Марина Махнева и Светлана Тюсова, научные сотрудники Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества; Анна Основина, научный сотрудник Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян.
Сегодня
13:30
В мире уральских сказов
Мифология и фольклор Урала — тема, в которой интересно сочетается фольклор и псевдофольклор. Есть знаменитые сказы П. П.Бажова. Но ученые до сих пор спорят, насколько они отражают собственно мифологию Урала? И была ли она до возникновения этих сказов? Что мы знаем сегодня о духовном мире народов Урала? Что нового о мифологии Урала мы можем узнать благодаря археологическим раскопкам? Какие новые страницы в понимании древнего мира открывает Шигирский идол? Съемки прошли в Екатеринбурге. Гости: Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина; Юлия Ильина, заместитель директора по научной работе Музея истории камнерезного и ювелирного искусства; Светлана Панина, главный научный сотрудник отдела древней истории народов Урала.
20:00
По дороге в Нижнюю Синячиху
На Урале есть село Нижняя Синячиха, которое стало известно далеко за пределами Урала благодаря музею русского деревянного зодчества под открытым небом. Здесь собраны настоящие дома и постройки прошлых веков. А недалеко от Нижней Синячихи, в селе Коптелово, находится «изба бабы Кати» — подлинный сруб XVII века. В этом доме еще до начала 70-х годов ХХ века жили владельцы. Чем жизнь крестьян на Урале отличалась от жизни в Центральной России? Какие порядки были в семьях из 18 человек? Когда на Урале стали расписывать дома? И почему? Гости программы: Леонид Русаков, этнолог, музеевед, долгие годы возглавлял Музей истории земледелия и быта крестьян в Коптелово; Валентина Ращектаева, директор Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества; Марина Махнева и Светлана Тюсова, научные сотрудники Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества; Анна Основина, научный сотрудник Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян.
01:00
Особенности волжской рыбалки
Волга всегда была рекой-кормилицей. Но как изменялась рыбалка на протяжении веков? В чем особенность рыбной ловли в Верхнем Поволжье? И как благодаря рыбалке сформировался особый менталитет жителей? Какие самые древние поселения были найдены при раскопках? Какими инструментами раньше ловили рыбу? Как выглядели древние лодки в этом регионе? Как менялись орудия лова последнюю тысячу лет?
Завтра
14:30
По дороге в Нижнюю Синячиху
На Урале есть село Нижняя Синячиха, которое стало известно далеко за пределами Урала благодаря музею русского деревянного зодчества под открытым небом. Здесь собраны настоящие дома и постройки прошлых веков. А недалеко от Нижней Синячихи, в селе Коптелово, находится «изба бабы Кати» — подлинный сруб XVII века. В этом доме еще до начала 70-х годов ХХ века жили владельцы. Чем жизнь крестьян на Урале отличалась от жизни в Центральной России? Какие порядки были в семьях из 18 человек? Когда на Урале стали расписывать дома? И почему? Гости программы: Леонид Русаков, этнолог, музеевед, долгие годы возглавлял Музей истории земледелия и быта крестьян в Коптелово; Валентина Ращектаева, директор Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества; Марина Махнева и Светлана Тюсова, научные сотрудники Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества; Анна Основина, научный сотрудник Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян.
Начнется примерно через Wait...
Начнется в 14:30 и закончится в 15:00 (продолжительность: 0:30)
21:00
Особенности волжской рыбалки
Волга всегда была рекой-кормилицей. Но как изменялась рыбалка на протяжении веков? В чем особенность рыбной ловли в Верхнем Поволжье? И как благодаря рыбалке сформировался особый менталитет жителей? Какие самые древние поселения были найдены при раскопках? Какими инструментами раньше ловили рыбу? Как выглядели древние лодки в этом регионе? Как менялись орудия лова последнюю тысячу лет?
Пт, 3 мая
15:30
Особенности волжской рыбалки
Волга всегда была рекой-кормилицей. Но как изменялась рыбалка на протяжении веков? В чем особенность рыбной ловли в Верхнем Поволжье? И как благодаря рыбалке сформировался особый менталитет жителей? Какие самые древние поселения были найдены при раскопках? Какими инструментами раньше ловили рыбу? Как выглядели древние лодки в этом регионе? Как менялись орудия лова последнюю тысячу лет?
22:00
Хороводы северной Ижмы
Сегодня поговорим о культуре коми-ижемцев и о том, как они отмечают праздник Луд. Ижма — это и река, и село, и историческая область в 500 километрах к северу от Сыктывкара. Недалеко от полярного круга. А живут здесь коми-ижемцы. Зимой пасут оленей, а летом отмечают праздник Луд. И самое главное на празднике Луд — это хороводы. Что такое праздник Луд? Как давно он отмечается? Какую вообще роль играл Луд в жизни ижемской общины? Что он значил для детей, подростков, холостой молодежи, семейных людей, стариков? Съемки программы прошли в Сыктывкаре, в Национальном музее Республики Коми, а также на Ижме. Гости программы: Анатолий Панюков, этнолог, фольклорист; Анна Квирам, этнолог, научный сотрудник Национального музея Республики Коми.
Вс, 5 мая
08:00
Рязанские напевы
Поговорим о музыкальном, песенном фольклоре, который исторически сложился в Рязанской земле, и о многочисленных традициях, имеющих отношение к разным селам Рязанской области. Какую традицию можно считать типично рязанской — когда «песню поют» или «песню играют»? В чем особенность рязанской протяжной песни? Народная песня в Рязанской области — она жива или это уже музейный экспонат? Съемки программы прошли в Рязани, с участием фольклорных коллективов «Еголдарушка», «Народный праздник» и театра народной песни «Узорочье». Гость — Анна Щетинина, этнолог, музыковед.
08:30
Хороводы северной Ижмы
Сегодня поговорим о культуре коми-ижемцев и о том, как они отмечают праздник Луд. Ижма — это и река, и село, и историческая область в 500 километрах к северу от Сыктывкара. Недалеко от полярного круга. А живут здесь коми-ижемцы. Зимой пасут оленей, а летом отмечают праздник Луд. И самое главное на празднике Луд — это хороводы. Что такое праздник Луд? Как давно он отмечается? Какую вообще роль играл Луд в жизни ижемской общины? Что он значил для детей, подростков, холостой молодежи, семейных людей, стариков? Съемки программы прошли в Сыктывкаре, в Национальном музее Республики Коми, а также на Ижме. Гости программы: Анатолий Панюков, этнолог, фольклорист; Анна Квирам, этнолог, научный сотрудник Национального музея Республики Коми.
09:00
В мире уральских сказов
Мифология и фольклор Урала — тема, в которой интересно сочетается фольклор и псевдофольклор. Есть знаменитые сказы П. П.Бажова. Но ученые до сих пор спорят, насколько они отражают собственно мифологию Урала? И была ли она до возникновения этих сказов? Что мы знаем сегодня о духовном мире народов Урала? Что нового о мифологии Урала мы можем узнать благодаря археологическим раскопкам? Какие новые страницы в понимании древнего мира открывает Шигирский идол? Съемки прошли в Екатеринбурге. Гости: Людмила Будрина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина; Юлия Ильина, заместитель директора по научной работе Музея истории камнерезного и ювелирного искусства; Светлана Панина, главный научный сотрудник отдела древней истории народов Урала.
09:30
Особенности волжской рыбалки
Волга всегда была рекой-кормилицей. Но как изменялась рыбалка на протяжении веков? В чем особенность рыбной ловли в Верхнем Поволжье? И как благодаря рыбалке сформировался особый менталитет жителей? Какие самые древние поселения были найдены при раскопках? Какими инструментами раньше ловили рыбу? Как выглядели древние лодки в этом регионе? Как менялись орудия лова последнюю тысячу лет?
На Урале есть село Нижняя Синячиха, которое стало известно далеко за пределами Урала благодаря музею русского деревянного зодчества под открытым небом. Здесь собраны настоящие дома и постройки прошлых веков. А недалеко от Нижней Синячихи, в селе Коптелово, находится «изба бабы Кати» — подлинный сруб XVII века. В этом доме еще до начала 70-х годов ХХ века жили владельцы. Чем жизнь крестьян на Урале отличалась от жизни в Центральной России? Какие порядки были в семьях из 18 человек? Когда на Урале стали расписывать дома? И почему? Гости программы: Леонид Русаков, этнолог, музеевед, долгие годы возглавлял Музей истории земледелия и быта крестьян в Коптелово; Валентина Ращектаева, директор Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества; Марина Махнева и Светлана Тюсова, научные сотрудники Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества; Анна Основина, научный сотрудник Коптеловского музея истории земледелия и быта крестьян.
Ведущий: Пьер Кристиан Броше